Греки Таганрога

Греция — страна с великим историческим прошлым, с многовековыми традициями борьбы за свободу против иноземных завоевателей и сложной, богатой событиями современной политической жизнью.

Ее наука, искусство, культура стали фундаментом современной европейской культуры и явились огромным вкладом в культуру всего мира. Наряду с Италией Грецию по праву называют «колыбелью европейской цивилизации».

VIII-VI вв. до н.э. были периодом бурного экономического и культурного развития Древней Греции. Сельское хозяйство и ремесло выделились в отдельные отрасли. Первые успехи в строительстве храмов и других общественных зданий, в сооружении кораблей, в гончарном и керамическом производстве стимулировали рост торговли и обмена между общинами. Городские поселения, известные ранее как военные укрепления, превратились в торгово-ремесленные центры. Происходило объединение общин.

Греческие суда,<br>торговавшие с Россией
Греческие суда,
торговавшие с Россией

Возникли новые государственные образования —города-государства (полисы). Между ними развернулась беспрерывная борьба за политическое и экономическое превосходство, заключались и распадались политические союзы.

Развитие экономики и естественный рост населения были причинами колонизации. Наиболее богатые города-государстваосновывали колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Этому способствовало развитие мореходства. Многочисленные колонии были центрами распространения древнегреческой цивилизации среди местных народов.

Первые греческие поселения на Дону и в Приазовье относятся к VII-VI в.в. до н.э. Так, на Таганрогском полуострове возникло поселение милетских купцов, появившееся в VI в. до н.э., в дельте Дона, в V в. до н.э., появляется греческая колония (Елизаветинское городище), а позже и город Танаис — колония боспорских греков, который просуществовал до начала Великого переселения народов. Подчиняясь царской власти, города сохраняли свою автономию — отголосок самостоятельных эллинскихреспублик-полисов, откуда родом были первые колонисты. Боспорское царство, в состав которого входил Танаис, являлось периферийным античным государством. Боспорские города объединяли общие экономические интересы, необходимость обеспечения свободы мореплавания и ведения согласованной политики в отношении беспокойных соседей. Этническая палитра их жителей представляла пестрое, яркое смешение греков и осевших на земле кочевых степняков. И все они осознавали себя полноправными гражданами своихгородов-полисов.

Погрузка товаров на греческие суда<br>в греческом порту, к. XIX века
Погрузка товаров на греческие суда
в греческом порту, к. XIX века

Классические формы культуры, религии, быта, перенесенные греками на новые земли, не оставались неизменными: взаимодействие с местным окружением формировало новую культуру — религию — быт. Места, где в III в. до н.э. возник город Танаис, задолго до прихода греков, заселили и обжили племена — которые античные авторы называют танаитами. Город располагался в глубине огромного пестрого этнического массива, где переплелись культуры многих народов, и постоянно меняласьобщественно-политическая ситуация.

Город стремительно рос: географически он выгодно располагался на перекрестке морских, речных и сухопутных дорог. Местные жители охотно воспринимали и усваивали организацию города-полиса — язык, обычаи и право, включались в системутоварно-денежных отношений городов Боспора и метрополии. Столь же активно осваивали правовую культуру местного социального строя и греки Расширялся мирный диалог со степными народами обеспечивая безопасность города, его округи и якорных стоянок на побережье.

Греческая накладная<br>на отгрузку товаров
Греческая накладная
на отгрузку товаров

В результате набегов гуннов греческий Танаис был окончательно разрушен — но греческое население растворилось среди местных этносов.

Историки г. Ростова-на-Дону отмечают, что на нынешней территории Ростова была основана древнегреческая фактория времен IV-II в.в. до н.э. Раскопки поселения были проведеныв 1896-1899 г.г., материалы поступили в Новочеркасский музей и петербургский Эрмитаж.

В границах Византийской империи жили бок о бок греки, славяне, албанцы, валахи и другие народы, которые обменивались друг с другом культурно-бытовыми навыками. Все они тогда назывались ромеями (римлянами), т.е. гражданами Римской империи.

Греки были наиболее многочисленной и культурной этнической общностью среди ромеев, и им принадлежала основная заслуга в создании высокой византийской культуры, одной из великих цивилизаций Европы. Ее философия, история, литература, естественные науки (особенно медицина) оказали большое влияние на развитие культуры народов Балканского полуострова, Западной Европы, Древней Руси, а также ряда областей Азии и Африки. Идеологической основой византийской культуры было христианство — которое стало государственной религией Римской империи в IV в. Восточная, или православная, церковь складывалась и развивалась как часть государственного аппарата — поддерживала императорскую власть. Разобщенность и вражда с западной христианской (католической) церковью, начавшаяся еще в первые века н.э. (особенно после распада Римской империи), привела к формальному разделению церквей в 1054 г.

Начало XX века
Начало XX века

С XIV в. неудержимой лавиной хлынули в Европутурки-османы. В 1453 г. с падением Константинополя Византийская империя прекратила существование, ее территория вошла в состав Османской империи. Константинополь был переименован в Стамбул и превращен в ее столицу. Отдельные греческие области продолжали сопротивление, но к концу XVII в. почти все были покорены.

Области, населенные греками, были разобщены границами административных единиц Османской империи. Слабели или же совсем утрачивались внутренние хозяйственные связи. Численность населения резко сократилась вследствие войн и эмиграции, образовались колонии греческих эмигрантов в разных странах, в том числе в России.

Константинопольская часть сумела захватить высокие государственные должности, греческое купечество взяло в свои руки значительную часть торговли империи. Греческое высшее духовенство приобрело большое влияние в тех областях, где преобладало православие. Слово «фанариот» (житель греческого квартала Фанар в Стамбуле, где находится патриархия) стало обозначать дельца — администратора, предпринимателя, богатея. Новая волна греческих переселенцев прибыла на Дон и Приазовье в конце XVIII в. С 1774 г., после русско-турецкой войны, морейские греки массово переселяются на берега Азовского моря и Дона. 28 марта 1775 г. указом Екатерины II было дано разрешение грекам селиться в Таганроге, причем им были предоставлены определенные льготы. Перевалочной базой греческой иммиграции стала Керчь, откуда со временем на Дон стали переселяться богатые греческие купцы. В 1779 г. из Крыма вместе с армянами также переселилась большая группа греков, основавших новое поселение близ Мариуполя.

Историк М.А. Миллер отмечал пеструю этническую картину Приазовья, которую составляли малоросы, великоросы, греки, армяне, немецкие колонисты, болгары, молдаване. На месте древнегреческих валов строится Темерницкая таможня. Историки писали: «Правопреемник древнего Танаиса — Ростов — шаг за шагом начинает приобретать значение богатого центра в нашем крае». Уже на II этапе истории города (период существования крепости Св. Дм. Ростовского) среди населения форштадтов были греки, которые занимались меновой торговлей.

Некоторые выходцы из Греции дали начало нескольким казачьим родам — Грековы, Машлыкины, Яновы, Егоровы. На территории Греции продолжалась борьба за независимость против турецкого ига. В своей героической борьбе греки возлагали надежду на поддержку России. Русские люди издавна питали симпатии к греческому народу. Сближение началось еще с тех пор, как Древняя Русь восприняла от Византии христианскую религию, иконопись и многие другие стороны культуры и искусства.

Греческая церковь в Ростове-на-Дону
Греческая церковь в Ростове-на-Дону

Русское государство выступало защитником христианских народов, подчиненных Османской империи, а частьюрусско-турецкиевойны ослабляли ее мощь и приближали час падения. Русские солдаты и моряки, участвуя в войнах против угнетателей Греции, помогали тем самым самоотверженной борьбе греческих патриотов. В 1814 г. в Одессе возникло тайное общество «Филики этерия» («Дружеское общество»). В него входили греки, жившие в России, многие из которых состояли тогда на русской военной и государственной службе. В начале марта 1821 г. отряд добровольцев, во главе которых стоял руководитель «Филики этерия» — генерал русской армии Александр Ипсиланти, перешел турецкую границу на Дунае. Хотя это предприятие окончилось неудачей, оно дало толчокнационально-освободительной борьбе греков за независимость. Повстанцы на Пелопонессс заняли город Каламе (Каламату) и создали там первый греческий правительственный орган — Пелопонесский сенат День начала восстания — 25 марта отмечается в Греции как День независимости, это самый большой национальный праздник в стране.

В 1822 г. была провозглашена независимость Греции. Но кровопролитная война с превосходящей турецкой военной силой продолжалась еще много лет. Со всех концов Европы на помощь восставшим ехали добровольцы, среди которых был и великий английский поэт Байрон.

Передовые люди России горячо поддерживали освободительное движение греческого народа. А.С. Пушкин во время своей южной ссылки в Одессе и Кишиневе общался с этеристами и горячо сочувствовал им: он посвятил народу Эллады чудесные стихи. Адрианопольский мирный договор, завершивший победу России в войне с Османской империей (1828-1829 г.г.), предоставил Греции широкую автономию. 3 февраля 1830 г. по решению Лондонской конференции трех держав (России, Англии и Франции) Греция стала независимым государством. В 1834 г. его столицей были объявлены Афины. Активное формирование греческой диаспоры началось в Ростове после возобновления здесь 12 марта 1836 г. деятельности таможни.

В 1849 г. среди контор, ведущих иностранную торговлю, 7 принадлежало греческим купцам, прибывшим из Керчи (Скараманга, Муссури, Петрококино, Мариолаки, Ралли и др.), которые, собственно, и стали родоначальниками формирования ростовского купечества. Общий оборот торговли греческих купцов на ростовском рынке составил 2 673 000 руб. На протяжении второй половины XIX в. процесс формирования греческой диаспоры шел очень активно: в конце 80-х гг. XIX в. им принадлежал табачный бизнес (Асланиди, Кундури, Ламбро), хлебная торговля (Вальяно, Маврогордато, Скараманга), крупные пароходства (Феофани) и др.

Фрагменты иконостаса<br>Войскового<br>Воскресенского собора<br>станицы Старочеркасской,<br>иконы для которого<br>написаны Егорием<br>Ивановым Греком в 1749 г.
Фрагменты иконостаса
Войскового
Воскресенского собора
станицы Старочеркасской,
иконы для которого
написаны Егорием
Ивановым Греком в 1749 г.

Греки играли заметную роль в культурной жизни (Авьернно — директор музыкального училища, Кундури — издатель «Приазовского края», П. Мариолаки (М. Драшкович) — основатель первого театра). Прирожденные дипломаты, греки стали в Ростове консулами ряда стран — Аргентины, Уругвая, Греции, Португалии (Диамантиди, Криэзи).

Со временем в городе образовались целые улицы, населенные в основном греками (Дмитрисвская (Шаумяна), М. Садовая (Суворова). На углу М. Садовой и Ткачевского (пер. Университетский) появился Греческий квартал, принадлежащий Эллинскому благотворительному обществу, где в начале XX в. была построена Греческая Благовещенская церковь и двухклассное греческое училище Эллинского благотворительного общества при греческой церкви (ныне Кукольный театр и Дворец бракосочетания (Кировский ЗАГС), в этот же период появился и ныне сохранившийся в центре города Греческий переулок.

Поистине значителен вклад греков и их потомков в историю, экономику и культуру Дона.

Россия традиционно хранит приоритетные отношения с Грецией. Сегодня эти отношения являются образцовыми, и в это внесла свой вклад греческая диаспора России, представители которой занимают видные места в российском обществе. Первейшей целью греческих общин в России является внедрение богатейшего греческого наследия в российскую культуру. В ноябре 1992 года было основано Объединение греческих обществ России, а в 1998 году оно было преобразовано в Ассоциацию Греческих Общественных Объединений России.

В 1991 году в Ростове-на-Дону образовано Культурно-просветительское общество донских и приазовских греков «ТАНАИС», которое в 2002 году было преобразовано в региональную общественную организацию. Основной целью общества является сохранение и развитие этноса донских и приазовских греков и дальнейшее всестороннее развитие дружественных отношений между народами, населяющими наш донской край. В последнее время авторитет общества заметно вырос. Основываясь на деятельности РОО КПО «ТАНАИС», Администрация РО отметила греческую диаспору Ростова-на-Дону как образцовую диаспору.

В настоящее время организация реализует ряд культурно-образовательных, социальных, информационных программ и проектов по поддержке и развитию культурных и исторических традиций греков Дона и Приазовья.

Одним из приоритетов деятельности организации является развитие греческого образования. Реализуются широкомасштабная программа изучения новогреческого языка. В центральном офисе работает Школа греческого языка, а также школа выходного дня для детей в возрасте от 7 до 14 лет. Уроки греческого языка могут посещать все желающие вне зависимости от национальной принадлежности. Занятия проводятся бесплатно.

Ежегодно диаспорой проводятся дни греческой культуры и отмечаются основные этнические и православные праздники, памятные даты: День независимости Греции (25 марта), День «Охи» (28 октября), День «Политехнио» (17 ноября), День памяти геноцида греков Малоазийского Понта (19 мая), Новый год, Рождество, Пасха и другие.

При организации в 2002 году был создан коллектив народного греческого танца «Эллада», который в марте 2011 года защитил звание «Народный самодеятельный коллектив». Народный самодеятельный коллектив «Эллада» является активным участником всех мероприятий диаспоры, а также городских и российских фестивалей национальных культур.

С марта 2005 года регулярно выходит печатный орган организации — газета «Танаис». Газета освещает мероприятия, проводимые греческой диаспорой Ростова-на-Донуи Ростовской области, рассказывает о выдающихся деятелях национального движения, дает информацию о политической и культурной жизни Греции, публикует материалы на историческую тематику, освещает различные вопросы, относящиеся к прошлому и настоящему эллинизма, знакомит читателей с событиями и мероприятиями, проходящими в греческом движении не только местного уровня, но и России, странах СНГ, на исторической родине — Греции.

Действует сайт общества www. rostovgreek.ru, где всегда можно найти свежие новости о жизни греческой общины, узнать о «греческих» страницах истории Донского края, познакомиться с представителями греческой диаспоры нашего региона в рубрике «Греки от А до Я».

Большое внимание организация уделяет работе с подрастающим поколением, а также помощи и поддержке пожилым представителям греческой диаспоры.

В настоящее время созданы и действуют: совет наставников, объединяющий представителей греческой диаспоры пожилого возраста; ассоциация греков-врачей Дона «Иппократис»; совет женщин «Гречанки Дона»; совет греков-предпринимателей, объединяющий греков-меценатов, оказывающих бескорыстную финансовую поддержку деятельности организации.

По инициативе греческой диаспоры ведется строительство Греческой православной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, идея восстановления которой принадлежит И.И. Саввиди. 22 сентября 2007 году был заложен первый камень и освящено место под строительство храма (по пр. Кировскому, 57).

В 2008 году при Региональной общественной организации «Танаис» было создано Объединение молодежи, в которое вошли представители греческой молодежи в возрасте от 18 до 33 лет.

Одной из целей Региональной общественной организации культурно-просветительского общества греков «Танаис» является всестороннее развитие дружественных отношений между народами, населяющими Донской край. В этой связи РОО «Танаис» принимает самое активное участие во многих инициативах как городских, так и областных властей.

Руководитель греческой диаспоры — участник консультативного совета представителей общественных организаций национальных групп области Правительства Ростовской области. РОО КПО «Танаис» активный член Ассоциации греческих общественных объединений России. Греческое общество «Танаис» поддерживает дружественные отношения с греческими общинами стран СНГ.

Большая работа организацией проводится по расширению и укреплению связей с исторической родиной – Грецией.

 Среди известных на донской земле людей много греков: В. Григориадис — директор КСМ-14, Л. Мартиди — Председатель правления ОАО «Донкомбанк», Ю. Сураилиди — директор Департамента автомобильных дорог Железнодорожного района, И. Анастасов — первый заместитель главы Целинского района РО, И. Асланиди — директор строительной компании, В. Сакеллариус — директор ООО «Квадро», Л. Попаянидис — зам.директора ЗАО «Ростовская формацевтическая фабрика», В. Пилиди — профессор РГУ, Н. Димитриади —  исп. об-ти заведующего кафедрой менеджмента в РГЭУ (РИНХ), профессор, доктор экономических и медицинских наук  и др. Возглавляет работу общества «ТАНАИС» его председатель Иван Саввиди — крупный предприниматель, известный общественный деятель, Президент Ассоциации греческих общественных объединений России, Координатор САЕ Периферии стран бывшего СССР.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ