Мастер и понтийская лира

С Виктором Николаевичем Руденко нас познакомил друг греческой диаспоры Ростова, филэллин, талантливый музыкант Мехак Торосян, который играет на понтийской лире и увлекается изучением греческого языка. Виктор Руденко – коренной ростовчанин, по образованию инженер-механик-конструктор, но работать с деревом любил и умел буквально с детства. Свое призвание мастера-изготовителя музыкальных инструментов обрел, когда дочь попросила сделать лютню. Несколько лет назад Мехак привез ему на реставрацию лиру своего деда. Так понтийская лира вошла в жизнь мастера и осталась в ней навсегда.

Моя душа – понтийская лира.

Я играю на ней

Пронзительно горькую

И пронзительно радостную

Мелодию жизни…

 

– Виктор Николаевич, сейчас Вы изготавливаете именно понтийские лиры. Чем этот инструмент отличается от других?

– Так получилось, что не я выбрал понтийскую лиру, а она меня. Три года назад ко мне обратился Мехак Торосян с просьбой отреставрировать старую понтийскую лиру. Когда я впервые взял ее в ру-ки, то сразу ощутил, насколько это живой, интересный инструмент, со своим характером и своей судьбой. И прежде, чем взяться за работу, мне захотелось узнать историю этого инструмента.

Понтийская лира или кеманча – это очень древний инструмент. Первая лира упоминается в грече-ской мифологии, считается, что ее создателем был бог музыки Орфей. Лира упоминается в «Илиаде» и во многих других древних текстах. В Греции на острове Крит в музее хранится лира, которая датиру-ется 1500 годом до нашей эры. Кроме этой, считающейся самой древней, лиры есть во многих музеях мира. Даже в нашем Чалтыре есть понтийская лира.

Еще одна особенность лиры заключается в том, что это один из немногих музыкальных инстру-ментов, который сегодня, кроме греков, используют и другие национальности.

По своему «устройству» понтийская лира – простой инструмент: всего три струны, однако с очень богатым звукорядом. В русской культуре есть старинный инструмент гудок, очень похожий на пон-тийскую лиру: те же самые три струны, такая же аппликатура – за исключением дизайна, все очень похоже. В средние века в Европе (Франции, Англии) был популярен ребек – уменьшенная скрипка, практически копия понтийской лиры. На них играли бродячие музыканты – менестрели – и ценили прежде всего за удобство транспортировки: их утонченная форма позволяла легко переносить ин-струмент.

Мне удалось найти документально подтвержденные изображения лиры возрастом 2,5 тысячи лет. Понтийские лиры такого типа – это c VII по IX век. В этот период они имели более круглую форму, чем сейчас. У персидской кеманчи круглая форма также постепенно переходила в более уз-кую. Эта часть инструмента называется резонатор. Делать крупные резонаторы трудно, на узкие переходили просто в целях экономии. В старые времена, конечно, подходящую древесину найти было труднее, ведь музыкальной считается та, которой не менее 30 лет. За это время лигнин в дре-весине полимеризуется, дерево приобретает необходимую прочность и стабильность, становится менее подверженным воздействию влаги, более устойчивым к другим внешним воздействиям.

– Сложно ли изготовить такой инструмент?

– Свою первую лиру я делал, так сказать, аутентично, из цельного куска дерева. Сейчас уже перешел на клееные – так удобнее, да и музыкальные качества инструмента выше, чем у долбленного, хотя некоторые считают, что лира должна быть именно цельной. Клееная сделана с применением совре-менных столярных инструментов, в старину же лиру делали только с использованием ножа и долота и поэтому сделать достаточно тонкую деку могли только мастера высочайшего уровня, которых бы-ло очень мало. Среди инструментов, которые я видел (а видел я много лир), были очень старые и очень аккуратно сделанные, а были сделанные будто топором.

У меня в реставрации была лира, которой более 120 лет. Она «приехала» из Трабзона еще до рево-люции, была сделана из тиса, вся в трещинах. Мне удалось восстановить ее, максимально сохранив гриф и рисунок на так называемом «языке». Я нашел древесину этой породы в Сочи, хотя обычно ма-териал для верхних дек заказываю у понтийского грека в Мостовском районе Краснодарского края. Так вот я хочу сказать, что этот инструмент делал мастер очень высокого уровня, это видно по тон-кости стенок: чем они тоньше, тем громче и чище получается звук.

– А почему так важен рисунок на «языке» и какие они вообще бывают?

– Внешний вид понтийской лиры очень важен, чаще всего ее украшает резьба по дереву. А рисунок на «языке» – это часть декора. Все рисунки, что я видел – они солярные, то есть традиционное солнышко. Кресты в круге, просто круг, вариантов очень много, ведь солярные символы тоже одни из древнейших в мире.

– Изготавливать и реставрировать этот инструмент, не зная истории и культуры понтийских греков, невозможно. Это так?

– Да, вы правы. Одновременно с историей понтийской лиры я стал изучать традиции и культуру понтийских греков, которые живут у нас на Дону. С греками вообще связан огромный пласт истории нашего края, начиная с античных времен. Не зная этой многовековой истории, невозможно сделать «живой» инструмент, вложить в него чувства, эмоции, он просто не сможет правильно звучать. Кроме того, что из нее должен исходить хороший звук, лира должна быть сделана красиво.

Жизнь понтийских греков неразрывно связана с музыкой, пением, танцами. На всех мероприятиях лира – главный инструмент, на ней играют, когда весело и когда грустно. Мелодии древних греков, сохраненные на протяжении тысячелетий понтийцами, прекрасно сочетаются с мелодиями других народов нашего региона.

Однажды ко мне обратился заказчик с просьбой изготовить понтийскую лиру и прислать в Казахстан. Там живет семья, депортированная еще в 1949 году. Сын родился уже там, а родители были с Северного Кавказа, из большого села, где много греков. Сын хотел порадовать родителей, привезти им в подарок лиру. Они договорились с Мехаком Торосяном, Мехак по интернету обучил его азам игры на понтий-ской лире. И сын поехал к родителям и сам сыграл им. Конечно, родители плакали. И еще сказали: «У каждого грека дома должна быть лира».

– А для исполнителя лира – это сложный инструмент?

– Достаточно сложный. Чтобы полностью ощутить лиру и научиться самостоятельно играть пона-добится не один год. Вообще аппликатура понтийской лиры практически аналогична скрипичной, но из-за разного количества струн у скрипки больше диапазон. У скрипки больше музыкальных воз-можностей, но лира выражает греческую душу. Ведь самое главное здесь – научиться донести до слу-шателя всю глубину, весь смысл этой музыки. Есть греческие музыканты, настоящие мастера, кото-рые так играют на лире, что по звучанию от скрипки их игру не отличить.

Текст: Мелина Леонова, Марианна Радужан

Фото: Дарья Сафонова

Эпиграф: Ольга Ракитянская

ИСТОРИЯ ПОНТИЙСКОЙ ЛИРЫ насчитывает более тысячи лет, и сегодня существует множество школ игры на понтийской лире в разных странах мира. Множество коллективов и солистов, играющих на ней, выступают не только на народных праздниках, но и в престижных концертных залах.

Понтийская лира – это голос души целого народа. В каждом движении ее смычка – многовековая история

понтийских греков, корни которой уходят в мифические времена полета Фрикса и Геллы, времена арго-навтов и Золотого руна. Непростая история народа, создавшего великую культуру, искусство и духовность, познавшего долгий период порабощения, завоевавшего независимость, подвергшегося тяжелому испыта-нию изгнанием с родных земель.

Гордостью за свой народ, непоколебимость и стойкость его духа, памятью о величии незабвенной род-ной земли, которые в крови у каждого понтийского грека – вот чем наполнен божественный голос пон-тийской лиры. Нежный, переливчатый, мелодичный, обворожительно парящий, исцеляющий душу, наполняющий ее поистине небесной гармонией.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ